Введение в архитектуру компьютеров

ПОНЯТИЕ АРХИТЕКТУРЫ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ


Появление серийно выпускаемых сверхбольших надежных и дешевых интегральных схем, массовое производство микропроцессоров, возобновившийся интерес к разработке языков программирования и программного обеспечения порождают возможность при проектировании компьютеров качественно продвинуться вперед за счет улучшения программно?аппаратного интерфейса, т.е. семантической связи между возможностями аппаратных средств современных ЭВМ и их программного обеспечения. Организация вычислительной системы (ВС) на этом уровне лежит в основе понятия "архитектура". Для неспециалистов в области программного обеспечения термин "архитектура" ассоциируется, как правило, со строительными объектами. И здесь, как увидим далее, есть много общего.

Действительно, архитектура компьютера, характеризующая его логическую организацию, может быть представлена как множество взаимосвязанных компонент, включающих, на первый взгляд, элементы различной природы: программное обеспечение (software), аппаратное обеспечение (hardware), алгоритмическое обеспечение (brainware), специальное фирменное обеспечение (firmware) – и поддерживающих его слаженное функционирование в форме единого архитектурного ансамбля, позволяющего вести эффективную обработку различных объектов.

С другой стороны, архитектура может быть задана как абстрактное многоуровневое представление физической системы с точки зрения программиста, с закреплением функций за каждым уровнем и установлением интерфейса между различными уровнями.

Знание особенностей разнообразных архитектурных решений дает возможность пользователям компьютеров эффективно распоряжаться всеми предоставляемыми ресурсами, осуществляя их направленный выбор и тем самым повышая эффективность обработки данных.



Содержание раздела