Введение в архитектуру компьютеров

Способы организации мультипроцессорных систем


Для повышения надежности и уменьшения времени обработки данных создают многопроцессорные вычислительные системы. В ранних МВС все подключаемые дополнительные процессоры имели жестко закрепленные функции, как правило, функции каналов ввода-вывода. Более поздние машины (например, CDC 6600) имели один центральный (главный) процессор и несколько подчиненных процессоров, выполняющих достаточно сложные функции, в частности функции по управлению мониторами. Большое распространение получил принцип компоновки МВС из двух и более одинаковых процессоров (UNIVAC 1108, Burroughs 6700, Эльбрус-2 и т. д.).

Существуют различные способы объединения и использования МВС. Рассмотрим наиболее типичные из них:

· самостоятельные системы;

· объединение на уровне планирования заданий;

· объединение с подчиненными процессорами;

· объединение равноправных процессоров.

Они различаются в основном по сложности управления.

Самостоятельные системы

МВС могут быть логически разделены на несколько самостоятельных систем, каждая со своим процессором, ОП и периферийными устройствами. Так, IBM 360/67 была разделена на две самостоятельные ВС по одному процессору, 512 Кб ОП и 8 накопителей на НМД. Очень быстро ее можно преобразовать в одну ВС, имеющую 1024 Кб оперативной памяти, 16 накопителей на НМД, один процессор (второй процессор использовать в качестве "горячего" резерва).

Такая гибкость позволяет эффективно использовать память, ЦП и периферийные устройства, если одна из компонент выходит из строя например, на время их ремонта.

В МВС, построенных по указанному принципу, отсутствует какое бы то ни было совместное планирование на уровне заданий или процессов.

Объединение на уровне планирования заданий

Этот способ – дальнейшее развитие объединения самостоятельных ВС, создание так называемых слабосвязанных систем. Каждый процессор по-прежнему входит в свою подсистему, выполнение также полностью происходит на одной подсистеме, однако подсистема для выполнения задания выбирается в соответствии с принятой дисциплиной.

Содержание раздела